ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели некоторые аспекты
метаязыкового сознания в интернет-коммуникации. Активные исследования лингвистами
данной разновидности метаязыкового сознания обусловлены продуктивностью
языковой рефлексии на уровне интернет–пространства, сущностные признаки
которого обусловливают размышления коммуниканта над смыслом и способом
репрезентации написанного.
Благодаря особой пространственно-временной
организации, ситуации карнавального
общения, вербализации действия, а так же созданию образа и моделированию
виртуального мира языковыми средствами, жанр ролевых игр является наиболее
продуктивным для метаязыковой рефлексии.
Моделируя сюжет игры, коммуниканты
должны проделать несколько мыслительных операций: представить изображаемую
ситуацию, обдумать ответ на предшествующую реплику, выбрать действия, которые они
совершили бы в подобной ситуации, и репрезентировать всё это вербальными
средствами. В этом состоит имплицитное выражение метаязыковой рефлексии в
пространстве ролевых игр.
Эксплицитное выражение метаязыковой
рефлексии в интернет-коммуникации представлено в виде суждений о языке. Мы
рассмотрели такой аспект эксплицитно выраженной метаязыковой рефлексии, как обыденное
толкование слов и стратегии, выбираемые коммуникантами при толковании.
Проведённый эксперимент даёт основания полагать, что выбор
стратегии зависит от степени агнонимичости слова, под которой мы подразумеваем
уровень понимания слова в зависимости от его представленности в сознании
говорящего. Мы выделили четыре таких степени: низкую, среднюю, высокую и
явление полной агнонимии. Основываясь на наших исследованих, мы делем вывод, что
агнонимичность является важной составляющей метаязыкового потенциала и
характеризует метаязыковое сознание.
Таким образом, проведённый анализ позволяет
подтвердить гипотезу о том, что обыденное метаязыковое сознание участников
Интернет-коммуникации является особой разновидностью обыденного сознания, так
как имеет специфическое эксплицитное и имплицитное выражение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий