Вариант
1.
1.Дайте
определение и приведите примеры: метонимия, парцелляция, литота, ассонанс.
2. Заполните пропуски:
«Фрагмент из романа Л.
Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских
проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов:
(А)_____ («купель зрелости» в предложении 24), (Б)_____ («пытливые,
вопросительные глаза» в предложении 21), (В)_____ («на солнце полуденное
в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от
прочитанного (Г)_____ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в
предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном,
подчеркивает важнейшие мысли автора.»
ТЕКСТ: (1)Воспалённое состояние
Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало
худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное
ранение.
(2)–Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась
Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный
треугольничек.
(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных
предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались
в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен
Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки
из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки
не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
(6)Итак, это была его первая фронтовая
весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае,
сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя
нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, –
видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать
тусклые, полузаконченные строки.
(10)Варя сразу наткнулась на главное
место.
(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая
моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с
неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион.
(12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные
оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к
тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь.
(14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне
ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я
рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской
деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним
в роте... А может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала
местная девочка лет девяти. Совсем ребёнок. Видимо, на школьной скамье
приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась
в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми
цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые,
вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть,
но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей
клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у
неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек
постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его
в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз
кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит,
всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе
неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот
подарок оплатить...»
(27)–Да, он очень вырос, твой Родион, ты
права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном
строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный
поступок.
(28)Обнявшись, подружки слушали
шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы
служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади
выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых,
как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей
самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
3.Проанализируйте
текст задания №2 с точки зрения средств художественной выразительности.
Вариант
2.
1.Дайте
определение и приведите примеры: синекдоха, перифраз, аллитерация, контекстные
антонимы.
2. Заполните пропуски:
«Речь автора текста особенно
эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка.
Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как
(А)_______ (предложения 1, 11), а такой приём, как (Б)_______ («всё приемлет,
на всё отзывается»), и такие лексические средства, как
(В)_______ («сверхделовой» в предложении 12) и (Г)_______ («великий,
могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь
экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».
(1)Какое же зеркало жизни наш язык!
(2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым.
(3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того -
он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!)
от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном,
безграмотном смешении.
(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть
и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова,
как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм
приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры»
(франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами».
(7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.
(8)Даже старомодное «приватный»,
когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое
как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная
беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация»
даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное
звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой,
явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся
уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия,
Рязанова, Гайдая.
(10)Всюду языковое разноцветье.
(11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но
как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные
слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут
светлых дней.
(13)Ни в коем случае не стоит закрывать
глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика.
(14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их
источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи,
звучат с экрана, пестрят в печати?
(17)Этот разговор может продолжить каждый,
кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый
и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой,
поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой,
канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.
3.Проанализируйте
текст задания №2 с точки зрения средств художественной выразительности.
Вариант
3.
1.Дайте
определение и приведите примеры: анафора, оксюморон, диалектизм, гипербола.
2. Заполните пропуски:
«Обращаясь к одной из
актуальных проблем современности, В. Лакшин вспоминает детство. Он
размышляет о книге, применяя такие синтаксические средства, как
(А)_____ (предложение 8), (Б)_____ (предложение 9), и такое лексическое
средство, как (В)_____ в предложении 22. Автор обращает внимание читателей
на роль классической литературы, используя такое синтаксическое
средство выразительности, как (Г)_____ в предложениях 36—37».
(1)В современном обществе целый океан
проблем. (2)0ни обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают
новые. (3)Возьмём вопрос о чтении — на уроке, домашнем. (4)0 том, много ли
читают, как читают, как относятся к книге. (5)Тоже дело очень сложное.
(6)Сейчас, по моим наблюдениям, читают гораздо меньше, чем 25—30 лет
назад. (7)Я помню годы войны, когда я мальчишкой оказался в эвакуации, в
тылу, в особых больничных условиях. (8)Какой великой ценностью была
для нас книга! (9)Готовы были выменять её на любую мальчишескую радость
— на марки, на рогатки, да на что угодно. (10)Причём выменять не в личное
пользование, а только почитать. (11)Уже это было счастьем. (12)Наиболее
популярными мальчишками среди нас были те, кто умел пересказать
книгу, которую никто не видел в глаза. (13)Те, кто мог рассказывать «Трёх
мушкетёров», «Всадника без головы» и ... «Войну и мир». (14)Да-да, «Войну
и мир», это серьёзнейшее произведение, я услышал в рассказах мальчика
одиннадцати лет.(15)В десять лет я прочитал «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство
и любовь» Шиллера. (16)Не могу сказать, что я многое понял, но я до сих
пор представляю себе какие-то сцены из Шиллера.
(17)Под влиянием всё убыстряющегося,
всё более нервного ритма жизни появилась тенденция, которую многие считают
неизбежной и закономерной: вместо того чтобы читать объёмные романы
великих писателей, можно посмотреть экранизацию и познакомиться с
содержанием книги. (18)Более или менее удачно... (19)Некоторые считают,
что это очень современно и даёт большое преимущество человеку, так
как экономит его время, которое необходимо затратить на ознакомление
с произведением. (20)Это так удобно для школьника, которому столько
нужно прочитать «по программе»!
(21)Я же думаю, что телевизор — великий
враг книги. (22)Несчастье, что дети слишком много и неразборчиво смотрят
телевизор и слишком мало читают книги. (23)Конечно, телевидение —
великая сила и без него трудно обойтись в нашей жизни, в учёбе. (24)Но использовать
его надо разумнее. (25)Когда в ресторане нам предлагают меню из ста
блюд, мы, естественно, не берём всё подряд. (26)Одно или два, и мы уже сыты.
(27)Но что мы делаем с телевидением? (28)Хаотично, когда придется,
включаем аппарат и «смотрим», что ни показывают. (29)Варварство.
(ЗО)Нужно формировать вкус у ребят, чтобы они могли выбрать то, что можно
обсудить потом с друзьями, с учителями.
(31)Воспитание вкуса — отдельная тема.
(32)Это можно делать только на высоких образцах. (33)К сожалению, сейчас
появилось много художественных произведений весьма невысокого художественного
уровня. (34)Привыкая к ним, мы теряем ориентиры. (35)Воспитывать
вкус можно на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. (Зб)Главное — научиться
различать, что действительно красиво, а что подделка. (37)Что ново и
оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (38)Поэтому
— не искусство: искусство всегда ново, что-то открывает. (39)Воспитать
вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно
совершенные.
3.Проанализируйте
текст задания №2 с точки зрения средств художественной выразительности.
Вариант
4.
1.Дайте
определение и приведите примеры: эпифора, просторечные слова, градация, ирония.
2. Заполните пропуски:
«Талантливый публицист,
Д. Гранин умело соединяет точные факты с глубоко личным отношением
к событиям и персонажам, с подлинной эмоциональностью. Этим обусловлено
сочетание в тексте таких приёмов, как (А)_____ (предложение 13),
(Б)_____ («слово, дано было слово» в предложении 23), такого тропа, как
(В)_____ (предложения 21—22), и такого синтаксического средства,
как (Г)_____ (например, предложение 6).
(1)Многие считают понятие чести устарелым,
несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо — не те
условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол,
чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают:
честь сегодня заменена более высоким понятием — принципиальность.
(4)Вместо человека чести — человек принципов...
(5)Как может устареть чувство чести, чувство
собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство?
(6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды,
вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую
можно только беречь?
(7)Мне вспоминается случай, связанный
с именем А.П Чехова. (8) В 1902 году царское правительство аннулировало
избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста
Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова
это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении,
что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его.
(12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны,
выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я Поздравлял
сердечно, и я же признаю выборы недействительными — . такое противоречие
не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не
мог, — писал он в Академию наук. — И после долгого размышления я мог
прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного
академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые
от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая.
(16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком.
(17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто
слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт
к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших
издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал,
не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо.
(23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы,
если исключить одно обстоятельство — слово, дано было слово.
3.Проанализируйте
текст задания №2 с точки зрения средств художественной выразительности.
Вариант
5.
1.Дайте
определение и приведите примеры: жаргонизм, контекстные синонимы,
звукопись, окказионализм.
2. Заполните пропуски:
«Автор статьи широко
употребляет разнообразные синтаксические средства выразительности:
такой приём, как (А)_____ (предложения 20—23), и (Б)_____ (предложения
8, 27). Желая убедить читателя, В. Харченко использует такие средства
вы разительности, как (В)_____ (предложения 1, 6, 7, 11, 12) и
(Г)_____ («испытать сладость победы», «не позволять властвовать»
и т. п.)».
(1)Наукой заниматься трудно. (2)Это
хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (3) Научное призвание всегда
связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает
на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине
изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой
им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения
ясности. (4)Научная мысль примечательна тем, что она является одним
из организующих начал человеческой психики и направлена на сохранение,
постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей
деятельности. (5)Именно поэтому она предполагает смелость, постоянство,
упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.
(6)Наукой заниматься не только трудно.
(7)Наукой заниматься необходимо. (8)Исследовательская деятельность —
мудрый педагог — воспитывает личность, развивает память и наблюдательность,
точность и тонкость мышления. (9) По-моему, чем больше людей получают
навыки исследования, тем лучше обществу. (10)При помощи ума человек
может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания,
создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.
(11)Наукой заниматься не только необходимо.
(12)Наукой заниматься приятно. (13)Во-первых, потому, что преодолённая
трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье,
вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость
победы. (14)Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность
придаёт смысл повседневности. (15)В-третьих, потому, что настоящий
учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой
работы.
(16)Предмет познания неисчерпаем не
только для разума, но и для нашей любви, наших чувств. (17)«Почему вы всю
жизнь занимаетесь червями?» — спросили одного учёного. (18)«Червяк
такой длинный, а жизнь такая короткая», — ответил он. (19)Давно прозвучали
эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли Музей
червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка,
проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (20)Вы хотели бы посетить
этот музей? (21)Хотели бы сводить туда своих детей? (22)Вы гордились бы
этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим
гостям? (23)А вы подумайте, ведь началось всё с любви исследователей-одиночек
к своим предметам исследования.
(24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие.
(26)Труд и радость от труда, сразу же — радость, не тогда, когда плоды и
результаты, а радость до вызревания плодов, в трепетном ожидании их
и выращивании.
(27)Наукой приятно заниматься потому,
что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных
неприятностей, не позволяя им властвовать душой. (28)Обида на товарища,
сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в
семье, непонятное недомогание — любой негативный фактор теряет
силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований.
(29)Даже самый искусный мозг не способен одновременно классифицировать
накопленный материал и накопленные неприятности. (30) В этом плане
наука целебна для здоровья. (31)Наука помогает пережить даже беду, поскольку
хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим
сознанием.
3.Проанализируйте
текст задания №2 с точки зрения средств художественной выразительности.
Вариант
6.
1.Дайте
определение и приведите примеры: ассонанс, неологизм, синтаксический
параллелизм, метафора.
2. Заполните пропуски:
«(А)_____ («выпендрёж»,
«раскрутка»), (Б)_____ («языковая стихия... выбрасывает на берег
лишнее» в предложении 8), а также (В)_____ («обогащается —
портится» в предложении 7) воздействуют на эмоции читателя, убеждая
его в правильности точки зрения автора. Такое синтаксическое средство,
как (Г)_____ («поверхностным, примитивным, ... банальным» в предложении
17), помогает более полно выразить позицию автора текста».
(1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается
яркая афиша: «Концерт Zемфиры». (2) Рядом кинотеатр приглашает тебя на
просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (3)Захочется перекусить, а
на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4)Придёшь домой, берёшь газету,
глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5)Включаешь телевизор,
чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы
«Аllигатор». (6) В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего
дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что
тебя обложили со всех сторон.
(7)Обогащается или портится природная
речь благодаря заимствованиям — вопрос непростой и неоднозначный.
(8)Языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей потребно, и
выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические
устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические
символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования,
к размыванию веками устанавливавшихся норм.
(10)Англо- и иноязычными словами в их
натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова
вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто
употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы
оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист подтвердит,
что это нарушение гораздо более тяжкое.
(13)Модная певица и производители
автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют
латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне
за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных потребителей
легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия
фирмы. (15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание.
(16)Расчёт, вероятно, оправдывается,
но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к
формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным,
а главное — становится банальным.
(18)Варианты Zемфира (равно как и
ГЛЮК’OZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной
формы. (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей
языка. (20) Великий и могучий Алфавит, подаренный
нам славянскими
святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.
(21)Реальная жизнь, увы, приводит нам
примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать
свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».
3.Проанализируйте
текст задания №2 с точки зрения средств художественной выразительности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий