1.Решите
языковые пропорции.
А) история языка
·
ворона
: воробей = трус : ………………………..
·
Карл
: король = краля :
·
Белорусский
язык : русский язык = французский язык : ……………
·
Ягнёнок
: агнец = ……………………. : Есенин
·
город
: деревня = …………………… : древляне
Б) Морфемика
и словообразование
·
пыльник:
дворник = …………………………….. : писатель
·
РСФСР
: госкомимущество = ……………………: зарплата
·
пятьдесят
: Иван-да-Марья = …………………… : плащ-палатка
В) Лексика и
фразеология
·
Сизифов
труд : мартышкина работа = путеводная звезда: ………………………………..
·
Лясы
точить : набрать в рот воды = ясно как божий день : …………………………………………….
·
Контент-менеджер
: писатель рекламы = клиниг-менеджер : …………………………………….
Г) Морфология
·
кашне
: бордо = маэстро : ……………………………………
·
какаду
: шимпанзе = соня : … ……………………………….
·
раненный
: любимый = гостиная : … ……………………………..
2.
Сколько звуков,
образованных при непосредственном участии хотя бы одной губы, в слове пулемётчик?
………………………………………..
3.
Какое слово является примером адъективации:
а) «Твой любимый
звонил»;
б) «Твой сок, любимый с
детства, уже на столе»;
в) «Твоя героиня любима
зрителями»;
г) «Твои глаза такие
всегда любимые»;
д) «Твои причуды для
любимых невинны»
4.
Слова: «клава»,
«it-шник»,
«дрова» и др. – называют:
а) диалектными, так как существуют только на
определённой территории;
б) сленговыми, так как свойственны только
определённой социальной группе;
в) профессиональными, так как описывают некоторые
понятия из определённой специальности;
г) неологизмами, так как только входят в русский
язык?
5.
Часто цитируемая
фраза Шекспира «Есть много, друг Горацио, на свете, что и не снилось нашим мудрецам»
является такой разновидностью фразеологизма, как:
а) идиома
б) пословица
в) крылатое слово
г) афоризм
6.
Слово несмотря на то что является (ответ
аргументируйте):
а) союзом;
б) предлогом;
в) деепричастием;
г) категорией состояния?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
7.
Чем осложнено
данное предложение: «Анна Павловна,
голубушка, как говорится, свет очей наших, останьтесь с нами ещё на часик, на
денёк, на недельку!» ?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
8.
От географических
названий образуйте нарицательные существительные со значением - «житель данной местности».
1) Баку
- …
2) Пермь -…
3)Псков -…
4) Минск -…
5) Франция -…
6) Мелитополь -…
9.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания,
раскройте скобки, выберите вариант.
(1) Гордясь только что одержа…ой победой над змеем
Пифоном Аполлон встречает Купидона натяг…вающего тет…ву своего лука и
подсмеивается над ним и его стрелами. (2) Тогда обид…вшись Амур решает
отомстить Мусагету; в его колчане находятся различные стрелы одни вс…ляют в
ране…ого ими любовь другие же отвр…щение. (3) Сын
Афродиты знает что в соседн…м лесу живёт пр…лес…ная нимфа Дафна; ему так
(же) извес…но что Аполлон пройдёт через этот лес. (4) Купидон
ран…т насмешника стрелой сильнейшего из чу…ств а Дафну стрелой (не/и) пр…язни.
(5) Едва ув…дав пр…крас…ную
нимфу Аполлон воспылал любов…ю и устремился к оч…ровательн…це что (бы)
рас/сск…зать ей о своей победе надеясь таким образом пок…рить её сер…це. (6)
Пон…мая что она (не/и) слуша…т его он желая во что (бы) то (не/и) стало
пр…льстить её нач…нает говорить что он Б/бог С/солнца
поч…таемый всей Г/грец…ей могуществен/нный сын Зевса целитель и
бл…годетель всего рода человеческого. (7) (Не/и) желая общат…ся с гордецом
Дафна убегает и наконец доб…ра…тся до реки Пенея. (8) Она просит речного Б/бога
своего отца л…шить её красоты и тем
спасти от пр…следований Аполлона теперь ещё более (не/и) навид…мого ею. (9)
Отец вн…мает её мольбам н…мея покрываясь корой и листвой пр…р…стая к земле она
пр…вр…щается в лавровое дерево. (10) Мусагет пр…бежавший к реке дотраг…вается
до дерева и слышит как почти и…чезая б…ётся слабое живое сер…це. (11)
Ч…р…звычайно опечал…вшись из веток дерева он спл…тает венок и укр…шает им свою золотую
лиру.
10.
Ответьте на вопросы и выполите задания по тексту.
1.
Какой
глагол текста является двувидовым, то есть в одной словоформе реализует
значение совершенного и несовершенного видов? Докажите свою точку зрения.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
2.
Можно
ли сказать, что выделенное слово предложения (3) является
наречием образа действия? Докажите свою точку зрения.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3.
Выделенное прилагательное в предложении
(11) принадлежит к определённому лексико-грамматическому разряду. К какому? А
может ли оно же, но в другом контексте поменять разряд?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4.
Какое
слово из предложения (2) имеет омонимы среди других частей речи? Каких?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. Подберите из
текста синоним и антоним к выделенному слову предложения (6).
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
6.
Какое
слово из текста соответствует схеме ¬∩^^^?
Почему один из суффиксов не входит в основу?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
7.
Почему
в предложении (9) между частями сложного предложения целесообразнее поставить
именно такой знак?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
8.
Какое
из слов текста является этимологически (то есть исторически) однокоренным к выделенному
в предложении (5)? Объясните.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
9.
Можно
ли утверждать, что подчёркнутое слово в предложении (6)
имеет единственно верный вариант написания, а в системе языка существуют оба?
Объясните.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
10.
Выпишите
из текста примеры известных вам тропов.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Комментариев нет:
Отправить комментарий