среда, 17 августа 2016 г.

Дополнительные задания повышенной сложности 10 класс

1.Решите языковые пропорции.
А) история языка
·        ворона : воробей = трус :  ………………………..                           
·        Карл : король = краля :                          
·        Белорусский язык : русский язык = французский язык : ……………
·        Ягнёнок : агнец = ……………………. : Есенин
·        город : деревня = …………………… : древляне


Б) Морфемика и словообразование

·        пыльник: дворник = ……………………………..  : писатель
·        РСФСР : госкомимущество = ……………………: зарплата
·        пятьдесят : Иван-да-Марья = …………………… : плащ-палатка

В) Лексика и фразеология

·        Сизифов труд : мартышкина работа = путеводная звезда: ………………………………..
·        Лясы точить : набрать в рот воды = ясно как божий день : …………………………………………….
·        Контент-менеджер : писатель рекламы = клиниг-менеджер : …………………………………….

Г) Морфология
·        кашне : бордо = маэстро : ……………………………………
·        какаду : шимпанзе = соня : … ……………………………….
·        раненный : любимый = гостиная : … ……………………………..

2.     Сколько звуков, образованных при непосредственном участии хотя бы одной губы, в слове пулемётчик?
………………………………………..

3. Какое слово является примером адъективации:
а) «Твой любимый звонил»;
б) «Твой сок, любимый с детства, уже на столе»;
в) «Твоя героиня любима зрителями»;
г) «Твои глаза такие всегда любимые»;
д) «Твои причуды для любимых невинны»

4.     Слова: «клава», «it-шник», «дрова» и др. – называют:

а) диалектными, так как существуют только на определённой территории;
б) сленговыми, так как свойственны только определённой социальной группе;
в) профессиональными, так как описывают некоторые понятия из определённой специальности;
г) неологизмами, так как только входят в русский язык?

5.     Часто цитируемая фраза Шекспира «Есть много, друг Горацио, на свете, что и не снилось нашим мудрецам» является такой разновидностью фразеологизма, как:

а) идиома
б) пословица
в) крылатое слово
г) афоризм
6.     Слово несмотря на то что является (ответ аргументируйте):

а) союзом;
б) предлогом;
в) деепричастием;
г) категорией состояния?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
7.     Чем осложнено данное предложение: «Анна Павловна, голубушка, как говорится, свет очей наших, останьтесь с нами ещё на часик, на денёк, на недельку!» ?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

8.      От географических названий образуйте нарицательные существительные со значением  - «житель данной местности». 

 1) Баку - …   
2) Пермь -…  
3)Псков -…   
4) Минск -…   
5) Франция -…
 6) Мелитополь -…   



9.     Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, раскройте скобки, выберите вариант.

(1) Гордясь только что одержа…ой победой над змеем Пифоном Аполлон встречает Купидона натяг…вающего тет…ву своего лука и подсмеивается над ним и его стрелами. (2) Тогда обид…вшись Амур решает отомстить Мусагету; в его колчане находятся различные стрелы одни вс…ляют в ране…ого ими любовь другие же отвр…щение. (3) Сын Афродиты знает что в соседн…м лесу живёт пр…лес…ная нимфа Дафна; ему так (же) извес…но что Аполлон пройдёт через этот лес. (4) Купидон ран…т насмешника стрелой сильнейшего из чу…ств а Дафну стрелой (не/и) пр…язни. (5) Едва ув…дав пр…крас…ную  нимфу Аполлон воспылал любов…ю и устремился к оч…ровательн…це что (бы) рас/сск…зать ей о своей победе надеясь таким образом пок…рить её сер…це. (6) Пон…мая что она (не/и) слуша…т его он желая во что (бы) то (не/и) стало пр…льстить её нач…нает говорить что он Б/бог С/солнца поч…таемый всей Г/грец…ей могуществен/нный сын Зевса целитель и бл…годетель всего рода человеческого. (7) (Не/и) желая общат…ся с гордецом Дафна убегает и наконец доб…ра…тся до реки Пенея. (8) Она просит речного Б/бога своего отца л…шить её  красоты и тем спасти от пр…следований Аполлона теперь ещё более (не/и) навид…мого ею. (9) Отец вн…мает её мольбам н…мея покрываясь корой и листвой пр…р…стая к земле она пр…вр…щается в лавровое дерево. (10) Мусагет пр…бежавший к реке дотраг…вается до дерева и слышит как почти и…чезая б…ётся слабое живое сер…це. (11) Ч…р…звычайно опечал…вшись из веток дерева он спл…тает венок и укр…шает им свою золотую лиру.

10.                       Ответьте на вопросы и выполите задания по тексту.
        
1.     Какой глагол текста является двувидовым, то есть в одной словоформе реализует значение совершенного и несовершенного видов? Докажите свою точку зрения.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

2.     Можно ли сказать, что выделенное слово предложения (3) является наречием образа действия? Докажите свою точку зрения.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3.     Выделенное прилагательное в предложении (11) принадлежит к определённому лексико-грамматическому разряду. К какому? А может ли оно же, но в другом контексте поменять разряд?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


4.     Какое слово из предложения (2) имеет омонимы среди других частей речи? Каких?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


5. Подберите из текста синоним и антоним к выделенному слову предложения (6).
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


6.     Какое слово из текста соответствует схеме   ¬∩^^^? Почему один из суффиксов не входит в основу?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

7.     Почему в предложении (9) между частями сложного предложения целесообразнее поставить именно такой знак?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

8.     Какое из слов текста является этимологически (то есть исторически) однокоренным к выделенному в предложении (5)? Объясните.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

9.     Можно ли утверждать, что подчёркнутое слово в предложении (6) имеет единственно верный вариант написания, а в системе языка существуют оба? Объясните.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

10. Выпишите из текста примеры известных вам тропов.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Комментариев нет:

Отправить комментарий