1. ВОПРОСЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ И
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ В ПОВЕСТИ Л.Н. ТОЛСТОГО «СМЕРТЬ ИВАНА ИЛЬИЧА»
Повесть «Смерть Ивана Ильича» была впервые
издана в 1886 году. В ней, как и в «Исповеди», отразились духовные искания
Толстого. Это одно из первых произведений, где смерть показана настолько
реалистично, «со всей страшной ясностью»[1].
Но в повести интересна не столько сама смерть, сколько духовная эволюция героя,
его сомнения и переживания.
С точки зрения «прозрения» Ивана Ильича,
всю его жизнь можно разделить на три части: до болезни, сама болезнь и смерть
(последние два часа агонии).
Жизненная философия героя до болезни
сводилась к простым внешним правилам, которые были приняты в обществе. Главным
критерием выступало «приличие», приличие в общении, в выборе знакомых, в
обстановке, в семье. «Супружеская жизнь, представляя некоторые удобства в жизни,
в сущности есть очень сложное и тяжелое дело, по отношению которого, для того
чтобы исполнять свой долг, то есть вести приличную, одобряемую обществом жизнь,
нужно выработать – определенное отношение, как и к службе».
Автор не раз подчёркивает, что жизнь Ивана
Ильича была самая обычная: «Прошедшая история жизни Ивана Ильича была самая
простая и обыкновенная». Герой живёт по схеме, выработанной уже людьми его
круга: учёба, служба, романы, модистки, попойки, женитьба, карьерный рост – всё
в рамках приличия общества. Иван Ильич даже в смерти выглядит, как все мёртвые:
«Мертвец лежал, как всегда лежат мертвецы, особенно тяжело, по-мертвецки,
утонувши окоченевшими членами в подстилке гроба, с навсегда согнувшеюся головой
на подушке, и выставлял, как всегда выставляют мертвецы, свой желтый восковой
лоб…»
Эта «обычность» призвана сказать, что
рано или поздно такое случится с каждым, но никто не задумывается об этом, а
если задумывается, то гонит подобные мысли. Пётр Иванович старается не думать о
своей возможной смерти, не думал о ней и Иван Ильич, воспринимая это явление,
как нечто абстрактное, совершенно к неприменимое к нему.
Одно из главных стремлений героя –
комфорт, удобная, спокойная жизнь. С этой целью Иван Ильич ищет доходную
должность, сам занимается обстановкой дома, волнуясь за каждую мелочь, не
вникая в семейные проблемы, устанавливает наиболее удобные и приятные отношения
с женой.
Приличная, комфортная жизнь – вот
основной принцип героя до болезни. Но появляется нечто, что «стало портить
установившуюся было в семействе Головиных приятность легкой и приличной жизни».
Это нечто – осознание Иваном Ильичом
собственной болезни. Подобное осознание постепенно разрушает прежние жизненные
принципы и ценности героя. Сначала Иван Ильич пытается свою болезнь ввести «в
рамки приличия», он ездит к докторам, выполняет все предписания, читает
медицинские книги, советуется со знающими людьми и убеждает себя в том, что
болезнь отступила.
Но вскоре и эта видимость «контроля над
ситуацией» исчезает. Иван Ильич становится требовательным, раздражительным, он
сам разрушает созданный с таким трудом комфорт. «Опять на
него нашел ужас, он запыхался,
нагнулся, стал искать спичек, надавил локтем на тумбочку.
Она мешала ему и делала
больно, он разозлился на нее,
надавил с досадой сильнее и повалил
тумбочку. И в отчаянии задыхаясь, он повалился на спину,
ожидая сейчас же смерти».
В течение всей болезни Ивана Ильича
мучают экзистенциальные сомнения.
Сначала это неверие в свою смерть, затем неприятие смерти, как факта. Далее
герой осознаёт, что для него жизнь заканчивается. Этот новый виток в
размышлениях рождает новые переживания, Иван Ильич не понимает, за что с ним
происходит такое.
Это следующий шаг в духовной эволюции
героя, страх смерти и непонимание подтолкнули его к размышлениям. Головин
постепенно приходит к выводу, что во всей жизни его была одна «светлая точка» -
детство, а «потом все чернее и чернее и
все быстрее и быстрее». Чем больше постигал Иван Ильич эту истину, тем яснее
видел, что жизнь его летит к концу. Сначала он попытался бороться, но понял,
что бесполезно. У героя осталось лишь одно сомнение: «Мучение, смерть... Зачем?»
Иван Ильич мучался и духовно и физически.
Боль и непонимание заставили его усиленно искать ответ. Головин внезапно
осознаёт, что жил неправильно, что вся его жизнь потрачена впустую, и вернуть
ничего нельзя. Осознание это приходит, когда Иван Ильич нечаянно сопоставляет
свою семью, надуманные ценности жены и детей, их ложь, притворство и мужика
Герасима, который единственный из всего окружения Головина не обманывает и не
притворяется.
Главный герой замирает на середине своего
эволюционного пути. Он отверг принципы своего общества, своей семьи, как нечто
фальшивое, пустое, суетное, но приблизиться к простой жизненной правде Герасима
Иван Ильич не может, он не знает, как это сделать и чувствует, что упустил
что-то важное.
С этого момента страх смерти заполняет
Головина, знать, что жил не правильно, и не знать, как всё исправить – вот
главное мучение Ивана Ильича. Он понимает, что не жил, а времени уже не
осталось. Весь ужас героя проявляется в крике: «Не хочу!» Это последняя борьба
Головина с неизбежным.
Всю жизнь Ивана Ильича волновала лишь
собственная персона. Чины, деньги, связи – всё, чтобы сделать хорошо себе.
Из-за этого он и не воспринимает простой мудрости Герасима, который бескорыстно
трудится для умирающего, забывая про себя и свои дела. Головин просто не знает
такой жизни, не знает, что можно жить для людей, для семьи.
Когда Иван Ильич проваливается в чёрную
дыру своего сознания, он видит впереди свет. Это шанс пройти жизненный путь
назад, т.е. через всю темноту, к той одной «светлой точке». Здесь можно
проследить мотив детства. Герой помнит, что жизнь его была «то», когда он был
ребёнком, эти воспоминания часто посещают Головина во время болезни. Когда же
Иван Ильич мысленно проходит через черноту, ему открывается свет, и он
чувствует, что кто-то целует его руку. Это его сын, ребёнок. При виде мальчика
Головин осознаёт ту истину, которая раньше не давалась ему: нужно жить для
других, думая о других, заботясь о них. Ивану Ильичу становится жалко свою семью, это первое чувство не для себя, и
герой ясно осознаёт, как можно поправить жизнь – прекратить мучить родных
людей. И страх уходит, боль отступает, смерти нет, остаётся только свет,
простой свет истины, который впервые увидел Иван Ильич. И первый поступок,
который Головин совершает для других – это избавление его семьи от мучений, от
самого себя. Но уход Ивана Ильича нельзя назвать смертью, сам он говорит, что
смерти нет, значит, это нечто другое. В человеческом бытие только одно явление
противостоит смерти – это рождение.
Мы считаем, что то, что произошло с Иваном
Ильичом, это его духовное рождение, ему открывается истина, он видит свет,
недаром Петр Иванович видит на лице
покойного «выражение того, что
то, что нужно
было сделать, сделано,
и сделано правильно». Просто
Головин сумел поправить свою жизнь.
2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕСТИ.
Пространственная организация повести весьма интересна.
Пространство можно разделить на физический мир и духовный мир героя. До болезни
физический мир обширен и многосторонен. Иван Ильич ведёт динамичный образ жизни:
из Петербурга он переезжает в провинцию, там посещает приёмы, вечера, ходит на
службу, ездит в гости. После женитьбы Головин с семьёй еще раз переезжают, Иван
Ильич отправляется хлопотать о более доходном месте. Т.е. до болезни Головина
окружает огромное пространство. При этом, несмотря на все перемещения, герой ни
разу не задумывается о смысле жизни, он вообще не размышляет, а просто
выполняет предписанные обществом правила
Когда Иван Ильич узнаёт о своей болезни,
его физическое пространство начинает сужаться. Сначала Головин ещё ездит в суд,
в гости, к доктору, но постепенно он сокращает эти перемещения, пока не
перестаёт выезжать. Но на этом сужение не останавливается. Иван Ильич живёт в
границах дома, потом своей комнаты, затем он не встаёт с дивана, более того
лежит, отвернувшись к спинке. Этот диван – финальная точка, пространство героя
сокращается до минимума. Но вот парадокс, чем меньше физические границы героя,
тем шире становится мир его мыслей. Именно в этом крохотном пространстве, на диване,
Иван Ильич постигает смысл бытия. «Иван Ильич уже не вставал с дивана. Он не хотел лежать в постели. И, лежа почти все время лицом к стене, он
одиноко страдал все те же
неразрешающиеся страдания и одиноко думал все ту же
неразрешающуюся думу».
Внутренний мир героя начинает
разворачиваться лишь во время болезни. В начале, это лишь «клочок» сознания,
который включает в себя силлогизм о Кае и размышления о невозможности смерти.
Чем дальше заходит болезнь героя, тем
глубже и нравственнее становится его духовная жизнь. Головин не только
сомневается и размышляет, он делает выводы, которые порождают стремление что-то
изменить. "А если это так, - сказал он себе, - и я ухожу из жизни с сознанием того, что погубил все, что мне дано было, и поправить нельзя, тогда
что ж?"
Важной частью пространства внутреннего
мира героя является темный коридор, сквозь который проходит Иван Ильич. Именно
этот коридор – финальный шаг в духовной жизни Головина. В нём остаются все
сомнения, терзания и мысли героя, душа Ивана Ильича выходит к свету, к «точке
абсолюта»[2]
понимания, это свет знания – как поправить свою жизнь, т.е. коридор – это
символ всех нравственных поисков героя на пути к истине.
Если сравнить внутреннее пространство
души героя с геометрической фигурой, оно будет напоминать два треугольника,
соединённых вершинами. Детство Головина – светлые, чистые моменты. Духовная
жизнь в нём разворачивается во всей широте и многогранности, но чем дальше, чем
взрослее герой, тем духовное пространство уже и уже. До пиковой точки. Эта
точка – известие о болезни, с этих пор Головин начинает мыслить, терзаться, а
значит, совершенствоваться морально. И пространство его души всё расширяется,
пока не охватывает свет истины.
3. ВРЕМЕННАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕСТИ
Время в повести распределено очень
неравномерно. Здесь можно проследить тот же мотив сужения, что и в
пространственной организации. Период «до болезни» включает в себя детство
героя, его юность и семнадцать лет службы. Это время зрелости героя исчисляется
годами. За все семнадцать лет в жизни Ивана Ильича не случилось ничего такого,
на чём автор хотел бы остановиться. «После
двух лет службы в новом городе
Иван Ильич встретился с своей будущей женой». «После семи лет
службы в одном городе Ивана Ильича перевели на место прокурора в
другую губернию.»
Единственное значимое событие – это
болезнь. В этот период время становится дискретным. Сначала счёт идёт на
месяцы, затем, когда Иван Ильич уже не выходит из дома он отсчитывает недели.
Каждая глава начинается с замечания о том, сколько уже прошло. «Так шло месяц и два».
«Прошло еще две недели». «Так прошло две недели».
Наконец, когда Головин уже не встаёт с
дивана, время становится максимально дробным. Это последние три дня жизни героя
и день смерти, расписанный, практически, по часам. В момент умирания время
останавливается полностью, а затем снова набирает ход (два часа агонии), но для
Ивана Ильича финальным становится то мгновенье, когда он осознаёт, как можно
ещё поправить свою жизнь. Головин в момент своего сознания приходит к точке
абсолюта, которая находится вне времени и пространства, он соединяется с Богом:
«Он хотел сказать еще
"прости", но сказал
"пропусти", и, не в силах уже будучи поправиться, махнул рукою, зная,
что поймет тот, кому надо».
Время болезни – быстрое, и чем ближе
конец, тем больше духовных исканий у героя. Головин с жадностью ловит каждое
мгновение, боясь не успеть понять смысл существования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев пространственно-временную
организацию текста и его экзистенциальную проблематику, мы пришли к выводу, что
время и пространство непосредственно связаны с духовными исканиями героя.
Тут
можно проследить закономерность: чем меньше остаётся у Ивана Ильича времени,
чем уже границы его существования, тем обширнее и сложнее его нравственная
жизнь. С одной стороны, это связано с отречением от своего круга и пересмотром
жизненных ценностей, всё общество сосредотачивается для Головина в одном
человеке – мужике Герасиме, единственное представление о комфорте – держать
ноги высоко над головой, чтобы хоть как-то утишить боль, все приличия сводятся
к стыду своего измождённого болезнью тела. С другой – автор хотел показать, что
в жизни человека есть только два непостижимых явления: рождение и смерть. Чтобы
постигнуть тайну одного, необходимо понять другое.
В повести духовное рождение героя
происходит именно в момент смерти. Это тот абсолют вне времени и пространства,
когда человек выходит за рамки обыденности и постигает истину. На этом
мгновении Л.Н. Толстой сосредотачивает весь свой художественный потенциал. К
этому моменту он подводит читателя, отстраняя всё ненужное. Автор как бы снимает
слой за слоем шелуху с жизни Ивана Ильича, оставляя лишь самое главное, самое
ценное – постижение смысла бытия.
Именно для этого писатель строит
композицию и пространственно-временную организацию, сужая границы
повествования. В конце не должно остаться ничего лишнего, только герой наедине
с истиной. Но читатель вместе с Головиным должен пройти все ипостаси сомнений и
мучений, чтобы наравне с героем постигнуть величайшую тайну бытия.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Хазмалян Г.Э. Поэтика
повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Вестник Еревнского университета.
Общественные науки, 1968, №3.
2. Г.Я. Путь Толстого к
«Исповеди» // Русская литература, 1978, №3.
3. Тарасов Б. Анализ
буржуазного сознания в повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Вопросы
литературы, 1982, №3.
4. Донсков А. «Драматическое
присутствие» в повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Русская
литература, 1993, №3.
5. Бирюков П.И. Биография
Л.Н.Толстого. М., 2005
6. Выготский Л.С. Психология искусства,
М., 1986
7. Краткая Литературная Энциклопедия,
М., 1978
8. История русской литературы в 4-томах,
т.3, Л., 1982
9. Гусев Н.Н. Л.Н. Толстой, М., 1970
Комментариев нет:
Отправить комментарий